Пётр Стефановский: гордимся именем героя

к 120-летию П.М. Стефановского

Сегодня вряд ли найдёшь человека, которому было бы не известно имя пионера высшего пилотажа на винтовых самолётах русского лётчика Петра Нестерова. А многие ли знают имя белоруса Петра Михайловича Стефановского, который первым 12 марта 1947 года лихо открутил петлю Нестерова на реактивном Як-15 и был удостоен звания Героя Советского Союза за испытания первых советских реактивных истребителей?

Кто же он — «реактивный Нестеров» советской авиации, чьё имя и до сего дня не получило достойной известности даже у себя на родине? Вспомнить об одном из самых выдающихся наших земляков сегодня, думаю, весьма уместно.

Пётр Михайлович Стефановский (1903-1976) — военный лётчик-испытатель 1 класса, заместитель начальника Управления испытания самолётов Научно-испытательного института Военно-Воздушных Сил, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

Родился Пётр Стефановский 2 января 1903 года в крестьянской семье  в деревне Чирковичи Светлогорского района Гомельской области.

Тяжелый крестьянский труд на отцовском хуторе Пётр познал рано — с 11 лет. Затем был Бобруйск, где он «нагуливал» силушку разнорабочим на лесозаготовках, вдоволь натаскался брёвен на пилораме и уголька на железнодорожной станции. Довелось поработать и водовозом в конной городской пожарной команде. В Бобруйске он впервые увидел настоящий «живой» самолёт, заболел небом и был, к счастью, призван местным военкоматом в авиацию.

Огромное желание летать, отличное здоровье и уникальные природные данные сделали своё дело, и дальше всё пошло как по маслу: Ленинградская военно-теоретическая школа ВВС (1927г.), элитная 1-я Качинская военная школа пилотов, после неё — лётчик-инструктор сначала в Каче, а затем в Луганской школе пилотов и, наконец, в 1931г. — мечта каждого лётчика — Научно-испытательный институт ВВС, где были собраны лучшие асы страны, боги авиации! Пилотировать самолёт могли и могут многие, а вот по-настоящему летать — единицы. Крылатые виртуозы во все времена были наперечёт.

Стефановский (крайний справа) с летчиками-испытателями НИИ ВВС

Стефановский освоит 317 (!) типов крылатых машин, 16 из них он поднимет в небо первым, при этом проведёт 238 испытаний и совершит более 13500 полётов! Что ни цифра — никем не превзойдённый рекорд! Согласитесь, большинство из нас и на борт пассажирского самолёта поднимается, как бы это помягче сказать, с особым душевным трепетом. А тут такая арифметика!

С конца 1931 года был одним из основных лётчиков-испытателей проекта «Звено», в качестве пилота авиаматки-бомбардировщика, под общим руководством конструктора В. С. Вахмистрова. Совершал вылеты на всех стадиях проекта от «Звена-1» до «Звена-7». Был первым пилотом, поднявшим ТБ-3 в составе «Звена-7» в воздух 20 ноября 1935 года.А Стефановский был действительно заметным человеком — настоящим гигантом. Его монументальная, высоченного роста, широкоплечая фигура с неизменной и весьма модной нынче прической «под ноль», привлекала всеобщее внимание. Мимо такого, как говорится, не пройдёшь: генерал, Герой Советского Союза, один из первых получивший в то время высшее для испытателей звание — «Военный лётчик-испытатель 1 класса» (а среди белорусов — первый!), в 1936 году вошедший в список 7 лучших лётчиков СССР, впервые удостоенных неслыханной награды — только что сошедшего с конвейера легкового автомобиля М-1 — легендарной «эмки», неоднократный участник авиационных парадов над Красной площадью, автор многих авиационных рекордов. Стефановский несколько раз участвовал в первомайских парадах на Красной площади, пролетая над ней на ярко-жёлтом самолете И-16.

Командир эскадрильи летчик-испытатель Петр Стефановский. 1937 г.

В 1936 году на самолёте БОК-1 конструктора В. А. Чижевского последовательно побил несколько рекордов высоты, зафиксировав новый рекорд на отметке 10360 метров.    

Начало Великой Отечественной войны встретил в Москве, в звании подполковника. Катастрофическое развитие событий на фронте подвигло лётчика-испытателя Героя Советского Союза Степана Супруна уже 24 июня 1941 года лично обратиться к Сталину с предложением использовать, как ему казалось, весомый козырь: сформировать из лётчиков-испытателей несколько полков, вооружить их новейшей техникой и накостылять фрицам по первое число.

Утопающий, как известно, хватается и за соломинку. Положительное решение было принято Сталиным буквально в считанные минуты. 25 июня вышел приказ №0044, который предписывал подполковникам Супруну и Стефановскому в течение 3 дней сформировать из испытателей НИИ ВВС 1-й и 2-й истребительные полки особого назначения (с 2.07.41 г. они стали называться соответственно 401-й и 402-й иап ОН) на самолетах МиГ-3. 30 июня после личного напутствия Сталина в его кремлёвском кабинете они убыли на фронт.

Зам.начальника 1-го Управления НИИ ВВС по лётной части полковник П.Стефановский (в центре) с лётчиками-испытателями. 1943 г.

401-й полк особого назначения воевал всего 36 дней. Потерял 28 летчиков убитыми, 7 ранеными и был расформирован. Недалеко от Толочина, на Витебщине, погиб и Степан Супрун, посмертно удостоенный второй Золотой Звезды Героя Советского Союза.

Больше повезло 402-му полку Стефановского. Ему было суждено не только победно закончить войну 9 мая 1945 года под Берлином, но и стать, уничтожив в небе и на земле 810 немецких самолетов, одним из самых результативных полков в советских ВВС. В его рядах, сбив бомбардировщик До-17Z, открыл свой боевой счёт и подполковник Стефановский.  

Командовать полком особого назначения Стефановскому довелось недолго. Узнав о том, что немцы готовятся в ночь на 22 июля 1941 года совершить массированный налёт и буквально испепелить Москву, Сталин вновь вспомнил о своём верном авиаторе и вызвал его в Кремль. На Стефановского возлагалась архисложная и, как казалось, невыполнимая задача: не допустить фашистов к столице. Что было бы с ним в случае неудачи — догадаться нетрудно. Решением вождя подполковник Стефановский назначается начальником самого ответственного Западного сектора ПВО Москвы в ранге заместителя командира 6-го истребительного авиакорпуса. Под началом Стефановского — 11 истребительных полков, больше чем на всём Западном фронте. Отбить ночную атаку 195 немецких бомбардировщиков на Москву удалось, и Сталин 22 июля 1941 года издаёт первый с начала войны специальный приказ о поощрении военнослужащих — участников отражения налёта.

Но ночные атаки следовали одна за другой. Ухудшалась с каждым днём и наземная обстановка — враг упорно продвигался к Москве. При прорыве немцев в районе Ярцево во главе групп из 30 — 40 самолетов Стефановский самоотверженно штурмовал моторизованные колонны врага. Сбил ещё два немецких самолета: До-217 и Ме-109. За боевую работу был удостоен ордена Красного Знамени.

А в мае 1942 года полковник Стефановский вновь вернулся к испытательной работе. Сегодня мало кто знает, что в годы войны государственные испытания всех боевых самолетов находились в руках троих белорусов: начальника НИИ ВВС П. Лосюкова, начальника 1-го управления С. Сафронова и его заместителя по лётной части П. Стефановского. В НИИ тогда испытывалось не только советское крылатое оружие победы, но и самолёты, поступившие по ленд-лизу от союзников и захваченные у противника в качестве трофеев. Здесь же писались «буквари» — лётные инструкции и рекомендации лётчикам по борьбе с нацистскими стервятниками.

Старт в реактивную эру. Весной 1945 года в небе Германии советское руководство ожидал пренеприятнейший сюрприз — немецкие реактивные самолеты. Уже первые захваченные образцы привели к неутешительным выводам: подобного у нас нет и в ближайшее время не появится. Особенно удручало отставание в разработке реактивных двигателей. Чтобы как-то исправить положение, срочно принимается решение о копировании немецких моторов на наших заводах.

Летом в НИИ ВВС доставили немецкий реактивный истребитель Ме-262, испытать который генерал Стефановский поручил опытнейшему лётчику подполковнику Андрею Кочеткову. 15 августа 1945 года он стал первым в истории советских ВВС лётчиком, поднявшимся в небо на реактивном самолёте. Вторым взлетел сам Стефановский. В 1946-м он же совершит полёт и на немецком реактивном бомбардировщике «Арадо-234». Первые наши реактивные шаги в небе были, увы, с немецким привкусом. Далёко продвинулись в работе над реактивными самолетами англичане и американцы.

Стараясь наверстать упущенное, ударными темпами в конструкторских бюро Яковлева, Микояна, Лавочкина и Сухого начали строить свои реактивные истребители. И уже 24 апреля 1946 года лётчики-испытатели И. Иванов и А. Гринчик подняли в воздух советские реактивные первенцы: МиГ-9 с двумя немецкими моторами БМВ-003 и Як-15 с двигателем ЮМО-004. Не дожидаясь результатов государственных испытаний, приказом главкома ВВС от 2 июля 1946 года в режиме строгой секретности на базе 50-го учебно-тренировочного полка на аэродроме Сейма у города Володарск Горьковской области создавался 1-й учебно-методический центр переучивания на реактивную технику под командованием легендарного лётчика подполковника Прокопия Акуленко.

Времени на раскачку не давалось: 7 ноября 1946 года военные лётчики должны были пролететь над Красной площадью на реактивных истребителях. Это была тогда важнейшая политическая задача. Первые полёты реактивных истребителей проводились на аэродроме «Раменское» посёлка Стаханово (ныне всемирно известный г. Жуковский). Начало было отнюдь не безоблачным: 11 июля 1946 года на МиГ-9 разбился подполковник Гринчик, 17 сентября трофейный Ме-262 отобрал жизнь у майора Демиды.
Генерал Стефановский впервые поднялся в небо на советском реактивном самолёте 10 декабря 1946 года — это был поступивший на государственные испытания в НИИ ВВС истребитель Як-15. 4 января 1947 года он стартовал и на реактивных самолётах МиГ-9 и Ла-150.

Особняком в программе летных испытаний реактивных самолётов стоял вопрос выполнения на них высшего пилотажа. Большинство советских учёных-аэродинамиков не верили в благополучный исход этих полётов. Высказал свои сомнения и главный авторитет — заслуженный деятель науки и техники СССР, профессор генерал-лейтенант авиации Владимир Пышнов.

Некоторые лётчики пытались исподволь «партизанить» и втихаря отчебучить «крючок», пробуя крутануть какую-нибудь фигуру на реактивном. Как вспоминал маршал авиации Савицкий, в Управлении боевой подготовки истребительной авиации ВВС, которым он руководил в те годы, первым «оседлать» на Як-15 высший пилотаж попытался известный лётчик-пилотажник полковник Иван Полунин. Закончилось тем, что на истребителе в результате перегрузок деформировалось крыло. Приезжал разбираться сам конструктор Яковлев, но с предложением лётчика усилить крыло не согласился — это значительно увеличивало вес самолёта. Высший пилотаж на реактивных самолётах был категорически запрещен, но, по слухам, в 1-м учебно-методическом центре были пилоты, которые всё же упорно пытались вкусить запретный плод.

Точку в этом вопросе решил поставить лично генерал Стефановский. Он первым выполнил весной 1947 года весь комплекс фигур сложного и высшего пилотажа на реактивном истребителе Як-15. Надо сказать, что строгий режим секретности сделал своё дело, и приоритетность Стефановского как пионера реактивного пилотажа ставилась под сомнение многие годы. Только в 1967 году, когда отмечалось 20-летие этого эпохального события, были подняты архивные материалы, которые неопровержимо подтвердили, что именно Пётр Михайлович в период с 28 февраля по 19 марта 1947 года впервые провёл испытания на высший пилотаж самолета Як-15, заводской номер 310009. При этом велась киносъёмка и регистрация параметров полётов контрольно-записывающей аппаратурой. Происходило это, правда, не так лихо и красочно, как описывает Пётр Михайлович в своих мемуарах.

Чтобы не наломать реактивных дров, испытания велись поэтапно и крайне осторожно. В пятницу, 28 февраля, Стефановский выполнил только виражи, постепенно переходя от мелких к глубоким — с креном более 45 градусов. Полный вираж Як-15 делал всего за 26 секунд. 1, 2 и 14 марта Петр Михайлович выполнял на истребителе пикирование, постепенно переходя от простого пологого к крутому. 12 и 14 марта крутил полупетли и петли Нестерова, 19 марта делал боевые развороты и перевороты. И лишь после этого перешёл к комплексному исполнению фигур простого, сложного и высшего пилотажа. Вот только тогда небо и расцвело «бочками», иммельманами, восьмерками, штопором. Оказалось, что двигатель истребителя плохо переносит отрицательные перегрузки, поэтому перевёрнутый полёт и замедленные «бочки» пришлось запретить.

По итогам проведённых Стефановским испытаний запрет на выполнение пилотажа на первом принятом на вооружение советской авиации истребителе Як-15 был снят, и с этого времени фактически и началась эра высшего пилотажа в реактивной авиации. Дело это было новое и весьма рискованное хотя бы потому, что при испытаниях Як-15 были выявлены 71 дефект у самолёта и 10 у его двигателя.

5 марта 1948 года руководство страны решило отметить самых заслуженных пионеров-реактивщиков, испытывавших новые самолёты. Звание Героя Советского Союза от ОКБ Яковлева получил М. Иванов, от ОКБ Микояна — И. Иващенко, от Лавочкина — И. Федоров, от военных лётчиков-испытателей — П. Стефановский. Увы, очень скоро Иванов и Иващенко погибнут, пилотируя новые реактивные истребители.

Генерал-майор Стефановский (в центре) после полета на Г-3 — первом советском вертолете, поступившем на вооружение. 1946 г.

Несмотря на высокую должность заместителя начальника 1-го управления ГК НИИ ВВС и генеральское звание, Пётр Стефановский в кабинете не засиживался. Пренебрегая опасностью, он продолжал активную испытательную деятельность и охотно садился в кабину не только реактивных самолётов, таких как Як-17, Як-23, МиГ-15, Ла-15, Ту-14, но и бесстрашно брался за штурвал такого экзотического и весьма не солидного, хлипкого с виду аппарата, как вертолёт Братухина Г-3. Один из полётов на аэродроме Измайлово едва не закончился для него трагически. Во время вынужденной посадки удар о землю, к счастью, смягчило картофельное поле.     Но именно Г-3 было суждено стать первым советским вертолётом, поступившим в 1948 году на вооружение первой в истории советских ВВС 26-й отдельной эскадрильи, положившей начало отечественной винтокрылой авиации.

Вертолёт имел невероятные ограничения: по высоте полёта — не выше 15 метров, а по скорости — не более 30 км в час! Слава Богу, на подходе уже были более совершенные вертолёты Ми-1 и Як-100. Но испытывать эти машины Стефановскому уже не довелось.

В начале 50-х годов Стефановский получает назначение в Приволжский военный округ, где в городе Пугачёве на базе 160-й планерной авиашколы создавались первые в СССР вертолётное авиаучилище и учебный вертолётный полк. С командиром этого самого 626-го учебного полка и поднялся на вертолете Ми-4 в свой последний полёт генерал Стефановский. При посадке случилась авария, пожар. Петр Михайлович получил тяжелейшую травму позвоночника и был сначала списан с лётной работы, а затем и уволен из армии.

На пенсии Стефановский у президиумных столов и трибун не толкался, на ноги активистам, стоящим в очереди за наградами и подарками к очередному съезду или празднику, не наступал. Жил и работал в городе-герое Москве. Тихо и мирно жил на даче, в построенном собственными руками доме.

Умер наш выдающийся соотечественник неожиданно, скоропостижно и по советским меркам совершенно не вовремя — в праздничное 23 февраля 1976 года. Похоронен в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища (секция 131).

Награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

Автор книги воспоминаний «Триста неизвестных».

Именем П. Стефановского названы улицы в Минске, городе Щёлково Московской области, в городе Светлогорске, на родине, в деревне Чирковичи Светлогорского района. Его имя носит средняя школа в Чирковичах.

Библиография:

  1. Папок, В. Бясстрашны сокал / В. Папок // Гомельская праўда. – 1980. – 7 чэрвеня.
  2. Попок В. Герой Советского Союза из Чиркович: [П. М. Стефановский] // Светлагорскія навіны. – 2003. – 15 студз.
  3. Родинский, Д. «Познавшие небо – верны ему до конца» / Давид Родинский // Ярмарка. – 2005. – №4-8. – С.3,13.
  4. Кохно, В. Высший пилотаж : [на здании Чирковичской школы Светлогорского района установлена мемориальная доска П.М. Стефановскому] / В. Кохно // Гомельская праўда. – 2006. – 8 чэрвеня. – С, 2.
  5. Урвачёв, В. Грозовое московское небо сорок первого : [упоминается Герой Советского Союза П.М. Стефановский] / В. Урвачёв // Литературная газета. – 2010. – 23-29 июня. – С. 9.
  6. Зыкун, М. Он жил в поднебесьи : [2 января исполняется 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Петра Михайловича Стефановского] / Мария Зыкун // Светлагорскія навіны. – 2012. – 27 снежня. – С. 8.
  7. Лавренюк, В. Его мечта жила в полете / Владимир Лавренюк // Армия. – 2013. – № 4. – С. 50 – 57.
  8. Народжаны лётаць: Пётр Міхайлавіч Стэфаноўскі // Светлагорскія навіны. — 2017. — 12 снежня. — С. 6.
  9. Ефимов, С. Битва за Москву / Станислав Ефимов // Белорусская военная газета. — 2018. — 23 января. — С. 7.
  10. Ларионов, В. Учил самолеты летать / Владимир Ларионов // Гомельские ведомости. – 2018. – 23 августа. – С. 20.
  11. Качук, Н. Только в полёте. Удивительная судьба неизвестного героя/ николай Качук// Сб Беларусь сегодня. – 2012. – 5 декабря.