Гордись своим именем — улица

Многие ли знают имя белоруса Петра Стефановского, который первым 12 марта 1947 года лихо открутил петлю Нестерова на реактивном Як-15 и был удостоен звания Героя Советского Союза за испытания первых советских реактивных истребителей?

Кто же он — «реактивный Нестеров» советской авиации, чье имя и до сего дня не получило достойной известности? Вспомнить об одном из самых выдающихся наших земляков сегодня, думаем, весьма уместно. 23 ноября 1927 года курсант Петр Стефановский на допотопном У-1 — «аврушке» с ротативным двигателем, смазываемым обычной касторкой, впервые самостоятельно поднялся в небо, а значит, в этот день и родился великий летчик XX столетия.

«Мне здесь делать нечего». Сказал с улыбкой легендарный летчик-испытатель Валерий Чкалов после того, как совершил всего два контрольных полета на гиганте ТБ-1 (кстати, первый в мире цельнометаллический бомбардировщик) с еще зеленым вчерашним командиром учебного звена 11-й Луганской авиашколы пилотов Петром Стефановским, прибывшим «наниматься» в летчики-испытатели в Научно-испытательный институт ВВС Красной Армии.

Эти слова стали не только высочайшей оценкой летных способностей новичка, ими советский летчик номер 1 «выписал» Петру безоговорочную путевку в испытатели. И Валерий Павлович не ошибся: Стефановский освоит 317 (!) типов крылатых машин, 16 из них он поднимет в небо первым, при этом проведет 238 испытаний и совершит более 13.500 полетов! Что ни цифра — никем не превзойденный рекорд! Согласитесь, большинство из нас и на борт пассажирского самолета поднимается, как бы это помягче сказать, с особым душевным трепетом. А тут такая арифметика!

Начало войны встретил в Москве в звании подполковника. Из лётчиков-испытателей были созданы три истребительных полка, командование, одним из которых было поручено Петру Стефановскому. Первые боевые вылеты полк совершил 3 июля 1941 года. Стефановский за время своего командования совершил 150 боевых вылетов, сбил 4 самолёта противника. В июле 1941 года полковник Стефановский был отозван с фронта и переведён на должность командующего Западным сектором ПВО Москвы. В мае 1942 года, по собственному желанию, с должности заместителя командира авиакорпуса вновь направлен в НИИ ВВС на лётно-испытательную работу, сначала на должность лётчика-испытателя, затем на должность заместителя начальника отдела НИИ ВВС. С 1943 года — заместитель начальника Управления НИИ ВВС. 23 февраля 1943 года, во время первых испытаний Як-9, потерпел крушение, после которого смог подняться в небо только 10 октября. В 1944 году вступил в ряды КПСС, получил звание генерал-майора авиации.

Умер наш выдающийся соотечественник неожиданно, скоропостижно и по советским меркам совершенно не вовремя — в праздничное 23 февраля 1976 года. Вдобавок на следующий день начинал работу XXV съезд КПСС, и Москве, озабоченной главным событием пятилетия, было, увы, не до Стефановского. Место на Новодевичьем нашлось лишь в стене колумбария, где и упокоился прах в урне, казалось, несгораемого, бессмертного и вечного летчика.

В 2006 году благодаря огромным усилиям Марии Петровны Зыкун, бывшего директора Чирковичской средней школы, на стене этого учебного заведения появилась мемориальная доска, а сама школа стала носить имя Героя Советского Союза Стефановского. Думаем, весьма символично, что автор мемориальных досок песняру Беларуси Владимиру Мулявину и настоящему виртуозу небесной музыки Петру Стефановскому один и тот же — скульптор Александр Кострюков. Есть сегодня в Чирковичах и улица Стефановского — заслуга опять-таки Марии Зыкун.

Библиотекарь Чирковичской сельской библиотеки, совместно с сотрудниками музея, ко дню рождения П.М.Стефановского провела краеведческую беседу «Гордись своим именем — улица».